МИШКИНЫ РАДОСТИ
Людмила Каргопольцева
"Звезда", 21 марта 2002 года
Вы помните свою первую куклу? А первую игрушку-зверушку? Честно признаться, я не помню.
А вот Наталья Катаева рассказывает так, будто это было вчера. "На день рождения мне подарили
большущего медведя. Я вцепилась в оберточную бумагу и давай разрывать ее. Сначала показались
лапы: огромные гладкие ступни. Медвежья мордочка приветливо улыбалась глазами-пуговками и
блестящим носом. Такой был восторг!" Восторг перед медведями Наталья испытывает до сих пор.
И делает их. Без этого чувства, убеждена она, ничего бы не получилось.
Мне казалось: ну сколько можно создать вариантов медведя? Два-три-четыре... Наталья показывает
снимок -сами игрушки давно "разошлись по рукам", - на котором... восемь медведей (плюс три зайчихи).
И рассказывает такую историю.
Юная красавица-зайчиха Лизавета - вон она стоит в окружении подружек - была очень гордой. И свою
лапу хотела отдать только зайцу. А все молодые медведи ну просто мечтали о ней. И однажды собрались,
надели заячьи шапочки и отправились "на смотрины". Сколько зверей - столько и характеров. Проныра-кулинар
Арсений задумал поразить невесту тем, что он специалист по тертой морковке. Серьезный Ипполит притащил
кучу дорогих подарков. Основательный Тарас вообще не расстается с садовой тачкой и привез презент -
откормленную утку. У легкомысленного Стасика, что разводит кактусы, шансов, кажется, маловато. А романтик
Семен больше мечтает, чем "показывается"... Это потом друзья скажут автору, что ее шалун Вовочка на коне
напоминает нашего президента, а утомлен - но развалившийся Бориска с конфеткой - его предшественника.
Автор клянется, что имена зверей рождаются "без подтекстов" - ну как и у людей. Я же подтверждаю: все это
царство - словно живое! Ведь и в сказке бывает, как в жизни.
Вообще-то Наталья Катаева - психолог. Закончила факультет дошкольного воспитания Пермского пединститута.
Работала в детском саду и на педагогических курсах. Но потом курсы закрылись. Кажется, для Натальи это не
стало трагедией. Человек-то она спокойный, домашний. И ей нравится жить в созданном ею же самой мире.
А этим миром сначала оказались для нее куклы. Десять лет она занималась ими.
"Барби выходят из моды, - считает Наташа. - Девочки в состоятельных семьях играют уже другими куклами".
Сейчас московский стиль - фарфоровые и тканевые куклы. Катаева всегда делала их из ткани, набитые синтепоном.
Разные: на стену, для детей, подарочные. Лицо каждой не повторяет другие. Но все они - обязательно веселые,
добродушные. "Я вообще люблю толстых, упругих кукол", - смеется Наташа. В ее доме они тоже остались только
на фото. Вначале раздаривала друзьям и знакомым. Потом пошли для выставок и "заказные", Теперь ее куклы "прописаны"
во Франции, Германии, Израиле, Китае, Тунисе, Марокко...
Я все расспрашивала ее: а как рождается замысел, какой быть игрушке, такой или другой? "Все идет от себя, -
отвечала Наталья, - делаешь то, что тебе близко". Одно время выходили из-под ее рук сплошь ангелы: крылатые
куклы, крылатые медведи. Всегда была неравнодушна к балеринам, А толчком может послужим, что угодно.
Вот купила в Москве кеды. Кукольные, но большие. От них и пошло. Сидит балерина в кедах - отрешенная такая.
Она не знает, кем быть: артисткой или баскетболисткой. А вопрос, как бывает в детстве, надо решить немедленно
или никогда. Задумаешься тут.
- В детстве я мечтала быть балериной, - объясняет Наташа, - всякие па изображала. Но не хватило стройности, да
я и сейчас люблю вкусно поесть. Занималась баскетболом - это уже позже. Пока бабушка не сказала, что нужно
делать выбор: баскетбол или музыка. Я выбрала музыку.
- А замысел может изменится уже в процессе изготовления при должаю лезть в тайны творческой "кухни".
- Конечно. У меня главный консультант - муж. Бывает - посмотрит, раскритикует. Я все, больше руки не приложу!
Соберу мешки с материалами и спрячу их подальше. Проходит день. На второй наступают мучения. На третий беру
карандаш и начинаю набрасывать. Все - пошло снова! Сын ищет в Интернете что-то интересное для меня. В моей работе
участвует вся семья - иначе нельзя. И свой дом я называю не квартирой, а мастерской, в которой мы живем.
Однако у любого увлеченного человека, овладевшего азами мастерства, возникает потребность и более широкого общения
- с теми, кто занимается тем же делом, что и он. "Домашняя" Наталья, узнав, что в Москве, в Центральном доме художника,
существует "игрушечная" галерея "Вахтановъ", которая намерена открыть школу кукольного дизайна, два года упорно
звонила туда, чтобы - стать ее ученицей. И стала - в первый же набор, оплатив учебу, естественно, из собственного
кармана. Вернулась с массой счастливых впечатлений. Она увидела, как работают над куклами признанные мастера.
Узнала, куда шагнуло кукольное творчество в других странах. И сразу же занялась... медведями.
Почему именно медведи? Однозначно она и сама не может ответить. Возможно, I подтолкнуло знакомство с шотландцем
Гарри Миллером, который как-то пришел в их дом посмотреть на кукол и долго рассказывал, каких игрушечных медведей
делает его жена (сейчас Наташа с ней переписывается). Может, увлекли немецкие "медвежье-игрушечные" журналы
(в Германии их выходит несколько), что она привезла из Москвы. Заговорили воспоминания детства ("Сколько помню
себя, всегда любила мишек"). Но вероятнее всего, сыграла свою роль жажда нового. У людей с фантазией она значит
многое. А медведи, в отличие от кукол, у нас в игрушечном мире до сих пор "не раскручены".
За год Наталья Катаева создала три десятка медведей. Сначала делала их из искусственного меха, теперь - из мохеровой
ткани, "в соответствии с мировыми стандартами". Все - штучный товар, у которого не может быть тиража. Все - авторская
ручная работа. Все дороги ей, как дети. Но говорит она больше о тех, которых делает сейчас.
Вот летчик - в кожаной жилетке, в пилотских очках - уже почти готов. В лапе у него будет букет. В глазах - радостное
ожидание. Весь устремлен вперед. "Здравствуй, милая, я вернулся!" Это он медведице, которая встречает его. Пока он
летал, у нее живот округлился месяцев на семь. И сидит она вся в себе, глаза подняла вверх, витает в своих просторах.
Наташа любит беременных героинь: от них идет радостный свет.
Да, чуть не забыла: главным нынешним праздником Наталья Катаева считает столетие игрушечного медведя. О существующих
версиях, откуда он взялся-пошел: из рук прикованной к инвалидному креслу немки Маргарет Штайф или от фигурки Тэдди,
созданной в честь Рузвельта, который отказался стрелять в медвежонка, - она может рассказывать часами. Я же приведу
только такой факт. Года три назад один из первых медведей Штайф был продан на аукционе "Сотби" за 280 тысяч долларов.
Наташа готовит к юбилею новую работу. Два старика-медведя - тяжелая нижняя челюсть, очки, усталая поза - сидят на
стульях. "А ты помнишь?" - словно говорят они друг другу. Наталья смеется: "Может, через сто лет и они станут раритетом?"
Пока же она выставляется в той самой московской галерее "Вахтановъ" (авторов из провинции там - считанные единицы),
участвует в пермских арт-салонах. Переживает, что игрушечных аксессуаров у нас днем с огнем не найдешь и за любой
мелочью надо ехать в Москву, заказывать за границей или собирать все, "как Плюшкин". Радуется: с выставок ее игрушки
расходятся мгновенно. И, имея приглашение на "медвежью" выставку в Париже ("А где деньги взять на дорогу и участие?"),
созревает до... Африки: "Это тоже давняя страсть". У нее уже есть маленький кудрявый парик - будет и "черный" медведь.
Вообще же Наталья считает, что медведь - это символ детства. Мировая игрушка, общение с которой приятно всем. У
Катаевой уже есть ученики в Москве и Перми. В салоне "Сударушка" она ведет свою школу. Среди пермяков появляются
первые коллекционеры кукол. Будут коллекционировать и медведей - в этом она убеждена.